Федеральный закон (ФЗ) о Национальной платежной системе: новости

КартыДанный закон Госдума приняла еще 2011 году.  В этом нормативном документе указывается, что национальной платежной системой именуются в совокупности все операторы, занимающиеся переводом денежных средств.

Данный ФЗ, в частности, устанавливает также порядок, в котором происходит оказание услуг по переводу денег в национальной системе платежей. Закон, в числе прочего, содержит четкие правила, базируясь на которых должно происходить функционирование НПС.

Структурное создание платежной системы производилось на базе указанных в ФЗ правил. В то же время закон также регулировал методику контроля и координирования деятельности. Тем не менее данный ФЗ в первоначальной редакции не предполагал организацию собственной системы электронных платежей и введения запрета на обрабатывание данных по внутригосударственным транзакциям за пределами страны.

Читайте также: Что делать с шумными соседями

Таким образом, ФЗ о национальной электронной платежной системе в редакции 2011 года предполагал выпуск универсальных карт без привлечения международных операторов – таких как:

  • Виза;
  • МастерКард.

В свою очередь, руководство Сбербанка России заявило, что сделает со своей стороны все возможное для того, чтобы предусмотренные в ФЗ 161 задачи были выполнены при минимальном сопротивлении лобби вышеназванных международных операторов в министерствах и ведомствах Российской Федерации.

На 2013 год в соответствии с нормативным актом за номером 161, регламентирующим создание национальной системы платежей, Центральный банк России завершил формирование реестра организаций-операторов.

В этом перечне нашлось место каждой платежной системе, работавшей на тот момент на территории России. Из общего числа выделили также наиболее социально значимых операторов, в число которых вошли Сети:

  • Сбербанк России;
  • ВТБ 24;
  • Contact;
  • Золотая корона;
  • Виза;
  • МастерКард.

Поправки в ФЗ 161 после введения западных санкций

Однако после того как в начале весны 2014 года власти Соединенных Штатов ввели в отношении ряда российских банков и компаний ограничительные меры, две междугородные системы платежей прекратили работу с попавшими под санкции финучреждениями. США приняли такое решение из-за вхождения в состав РФ Крымского полуострова. Это произошло второй раз за всю историю существования Визы и МастерКард.

Именно тогда, как никогда, остро встала проблема независимости российских банков от действий внешних сил. Таким образом, вопрос о национальной системе платежей вновь актуализировался.

В достаточно короткие сроки в ФЗ 161 были внесены необходимые изменения, благодаря которым стало возможным сформировать собственную, замкнутую внутри страны, систему без привлечения иностранных процессинговых центров.

Поправки предусматривали, что центры, занимающиеся клирингом и проведением операций, являющиеся субъектами создаваемой на тот момент платежной системы РФ обязаны территориально пребывать внутри страны.

Параллельно с этим ФЗ предусматривал также введение прямого запрета на передачу информации, равно как и предоставление доступа к системе иностранных государств.

В итоге уже в 2014 году Национальная система платежей начала работать. При этом в отдельных случаях российских торговцев ФЗ обязывает создать условия для использования карточек НПС.

В числе прочего указанный закон также предусматривает внесение ряда изменений в другие нормативно-правовые акты РФ, регулирующие:

  • работу банковского сектора;
  • деятельность Центробанка;
  • порядок защиты потребительских прав.

В числе прочего внесены были поправки и в Административный кодекс России.

О Национальной системе платежных карт

Организация, занимающаяся выпуском этого инструмента оплаты, создана в виде акционерного общества, где все ценные бумаги являются собственностью Центрального банка РФ. Помимо того, ФЗ также ввел понятие «иностранной платежной системы». Так называются в настоящее время все операторы, которые не участвуют в НПС.

При этом, согласно ФЗ, любой ныне работающей иностранной платежной системе разрешено остаться на российском рынке. Однако при этом таким организациям пришлось внести в Центробанк РФ так называемый обеспечительный взнос, размер которого зависит от объема транзакций, проводимых ими на российской земле в двухдневном объеме.  Эти деньги, в случае прекращения в одностороннем порядке работы иностранной платежной системы на российском рынке, пойдут на выплату пострадавшим клиентам. В то же время недобросовестный зарубежный оператор электронных платежей должен будет заплатить штраф в объеме 10 процентов в сутки от размера взноса.

Это далеко не все ограничения, наложенные ФЗ 161 на зарубежные платежные системы. Помимо того, они также не имеют права:

  • при проведении транзакции внутри России передавать данные о ней за границу;
  • открывать доступ к таким данным по запросу зарубежных государств;
  • осуществлять обработку российских операций в иностранных центрах, за исключением переводов из РФ за рубеж.

С середины весны прошлого года МастерКард перевела все внутренние российские операции на процессинг, организованный НПС. Это позволило восстановить практически в полной мере объем банковских услуг на Крымском полуострове.

В июне 2015 к национальной системе подключилась и Виза.

Позднее руководство акционерного общества НСПК заключило несколько договоров с такими иностранными системами электронных платежей:

  • JCB (Япония);
  • American Express (США);

О порядке пользования платежной картой в национальной системе

Данная тема раскрыта в статье 9 рассматриваемого ФЗ. В этой части нормативного документа сообщается в частности, что пользование средствами оплаты происходит на основании заключенного с оператором договора. Помимо того, сами организации, предоставляющие подобные услуги, сотрудничают между собой на основе достигнутых соглашений.

При этом оператору предоставляется право отказать обратившемуся к нему клиенту в выдаче платежного средства.

Кроме того, оператор национальной системы обязан:

  • перед заключением договора подробно рассказать клиенту о тех условиях, на которых ему будет предоставлена возможность использовать средство оплаты;
  • сообщить об имеющихся ограничениях по использованию предоставляемого средства электронного платежа;
  • рассказать о случаях, когда использование такого инструмента будет сопряжено с повышенной опасностью;

После заключения договора оператор должен:

  • сообщать клиенту обо всех операциях, проведенных с использованием выданного ему платежного инструмента;
  • предоставить возможность клиенту сообщить об утере карты или ее использовании без его ведома;
  • сохранять все уведомления, отправленные клиентом или им самим на протяжении 3 лет;
  • предоставлять по требованию клиента сведения, имеющие отношения к выданному платежному средству;
  • рассмотреть все жалобы клиента в срок, не превышающий 30 дней с момента получения соответствующего обращения (если речь идет о переводе за границу, то срок может быть увеличен в два раза).

Читайте также: Социальное обслуживание граждан: новости и особенности

ФЗ, в свою очередь, определяет права и клиента. Так, он имеет возможность:

  • приостановить использование платежного средства, отправив оператору уведомление;
  • потребовать возврат денег, переведенных без его ведома со счета, при условии, что сообщит об этот не позднее чем через один день после того, как получил соответствующую информацию.

В тех случаях, когда банк не уведомляет клиента о проводимых с его картой операциях, он также обязан вернуть все деньги, переведенные без ведома владельца счета, после того, как будет выявлена несанкционированная транзакция.

Банк не обязан компенсировать переведенные без согласия клиента деньги, если последний, получив уведомление, не сообщил о такой операции своевременно.

Добавить отзыв