Воинский учет – обязанности граждан в Российской Федерации
Понятия воинского долга и чести всегда были священны для русского воинства. За словами «профессия защищать Родину» стоит многое. Во все времена в нашей стране присутствовало понятие воинского учета, он всегда имел ряд своих нюансов и особые формы.
На сегодняшний момент обязанности граждан по воинскому учету регламентирует 10-я статья ФЗ, определяющего понятия воинской обязанности и военной службы, измененного и дополненного, начавшего действовать четвертого июля этого года. В нем сказано, что составной частью исполнения воинской обязанности лиц, являющихся гражданами РФ, является постановка на воинский учет. Это обеспечивает госсистема, регистрирующая призывные и мобилизационные ресурсы людей. Она же и осуществляет мероприятия, направленные на систематизирование, обогащение и анализ информации о численности потенциальных призывников и их физическом и эмоциональном состоянии.
Читайте также: Образец квитанция об уплате госпошлины
Обязанности граждан по воинскому учету предусматривают своевременное становление лиц на воинский учет, по прописке, в военкоматах. Для лиц, которые проходят воинскую службу периодом больше девяноста дней или лиц, находящихся на гражданской службе, являющейся альтернативой призыву в армию, постановка на учет предусмотрена в местах, где они находятся. Офицеры запаса, служившие во внешней разведке, и ФСБ, становятся на воинский учет в органах, где они служили.
Граждане, получив повестку о прибытии для постановки на учет, обязаны прибыть в военкомат или другой орган, их вызвавший, строго в указанное время. В случае увольнения из армии, освобождения из мест лишения свободы, получения женщинами ВУС либо иностранными гражданами российского гражданства (если таковые обязаны стать на воинский учет), лица обязаны прибыть в течение четырнадцати дней в военкомат для того, чтобы осуществить данное мероприятие.
Лица, состоящие на первичном воинском учете, в период, когда они женились или развелись, поменяли место обучения/работы или решили переехать жить в пределах своего муниципального образования, обязаны об этом сообщить в военкомат или орган, где они состоят на учете.
Граждане, переезжающие за пределы муниципального образования, меняющие место нахождения на срок больше чем три месяца или выезжающие из страны больше чем на полгода, обязаны прибыть в военкомат для снятия или постановки на учет, а также совершения в документах необходимых записей.
Закон говорит об обязанностях граждан в отношении сохранности военных билетов, временных документов, которые их заменяют, и призывных свидетельств. Если гражданин утерял указанные документы, он обязан в течение четырнадцати дней дать знать о произошедшем в военкомат или орган, где он стоит на учете, чтобы получить новые документы.
Призывники, которые собрались выехать из места регистрации более чем на трехмесячный срок в то время, когда проводится призыв, обязаны лично уведомить об этом военкомат или орган, где они состоят на первичном воинском учете.
Состоять на воинском учете в военкомате, другом уполномоченном органе или организации обязаны:
- мужчины от 18 до 27 лет, которые этому подлежат, призывного возраста;
- военнообязанные лица, ушедшие в запас;
- уволенные из ВС РФ и состоящие в запасе;
- получившие офицерские звания на военных кафедрах;
- освобожденные от призыва в армию;
- получившие отсрочку или не прошедшие воинскую службу по разным причинам и достигнувшие двадцатисемилетнего возраста;
- лица, которых уволили из армии без постановки, а потом поставленные на воинский учет;
- отбывшие гражданскую службу, являющейся альтернативой;
- лица женского пола, получившие ВУС.
Предусмотрен законом ряд категорий граждан, которым становиться на учет не нужно. В него вошли граждане:
- которых освободили от воинской службы согласно этому же закону;
- проходящие службу в армии или находящиеся на гражданской службе, являющейся альтернативой;
- отбывающие срок;
- женщины, без ВУС;
- живущие постоянно за границей РФ;
- офицеры запаса внешней разведки и ФСБ РФ.
Центральные власти обязаны возмещать расходы местных властей по воинскому учету. Их определяет бюджетное законодательство и подтверждает судебная практика, включая Высший Арбитражный Суд РФ. Постановлением правительства РФ от 27 ноября 2006 года в статье 54 предусмотрено, что лица, признанные виновными в неисполнении обязанностей, наказываются согласно законам РФ.
Законами Российской Федерации предусмотрено, что для того, чтобы обеспечить постановку лиц на воинский учет, в местах, где они работают, в организациях должны быть назначены лица, которые осуществляют таковую.
Они должны проверять у новых работников отметки в паспортах об отношении к воинской службе, военные билеты с мобилизационными предписаниями, наличие штампов в военном билете и жетонов ВС РФ. Данные лица занимаются ведением личных карточек, что соответствуют записям документов воинского учета с уточнением всех необходимых сведений. В их обязанности вменяется разъяснительная работа среди граждан по порядку воинского учета, объяснения проведения мобилизации и подготовки к ней. На них также возложен контроль исполнения обязанностей, разъяснение, какая предусмотрена ответственность за их неисполнение. Данные лица докладывают в военкомат об обнаруженных в военных документах изъянах и о неисполнении гражданами закона о воинском учете.
Ответственные в организациях за воинский учет в течение четырнадцати дней отправляют в военкоматы или органы, его ведущие, сведения о происшедших изменениях в кадровой политике организации. Сообщают гражданам о необходимости прибыть в военкомат или орган, его заменяющий. В течение четырнадцати дней, если есть соответствующий запрос, отправляют в военкомат информацию о лицах, состоящих на учете или же его нарушающих.
Читайте также: Минимальные декретные выплаты
Граждане, ведущие воинский учет в организациях, исполняют еще ряд обязанностей, предусмотренных законодательством.